Реформы должны быть, но...


Греченко В.И.
Председатель Комитета по фармацевтической деятельности администрации Рязанской обл.

В свете последних веяний в реформе здравоохранения считаю важным остановиться на двух актуальных, с моей точки зрения, темах. Прежде всего это замена льгот денежными компенсациями. Положительные стороны такого шага очевидны, особенно для сельских жителей, при условии, конечно, что задержек с перечислением денег не будет. Тем не менее есть вопросы, требующие более внимательного подхода. К примеру, нужны критерии оценки потребности в ЛС и нормативы затрат на одного больного в зависимости от заболевания, частоты обращения к врачу, материальной обеспеченности и т.д. Пока предложенная система ничего этого не учитывает, опираясь на формальные показатели.

Возможно, вообще пришла пора пересмотреть перечень групп населения, имеющих право на льготный отпуск ЛС, и категорий заболеваний, поскольку минуло уже 10 лет со времени принятия Постановления Правительства России № 890 от 30.07.94. Несмотря на то, что в нем указано 42 категории льготников, “неохваченными”, например, остаются малообеспеченные слои населения, которые в силу социального положения часто не имеют средств на покупку даже очень дешевых ЛС. Сведениями о данной категории в полной мере располагают отделы соцзащиты, которые теперь будут работать в едином блоке со здравоохранением.

Большое беспокойство вызывают лекарственное обеспечение больных социально значимыми заболеваниями, где затраты намного превышают предполагаемые суммы компенсаций, а также гарантии обеспеченности ЛС тех категорий, которые сами не приобретают ЛС и фактически не могут повлиять на решение, например детей и стариков из неблагополучных семей.

Если во главе угла лежит забота о гражданах, то почему бы сначала не организовать пилотный проект — попробовать новую систему на одной категории, а не переводить всех на денежные компенсации с 2005 г.? Таким образом, прогрессивная, по сути, идея о замене натуральных льгот деньгами, с моей точки зрения, нуждается в более подробной проработке, особенно в плане ЛС, чтобы можно было учесть индивидуальные особенности каждого льготника.

Другой не менее важный вопрос — реорганизация структуры исполнительных органов государственной власти в регионах, в соответствии с которой Комитет по фармацевтической деятельности администрации Рязанской области подлежит ликвидации. Функции комитета передаются Управлению здравоохранения области. Подобная структура, когда отрасль подчинена здравоохранению, существовала и ранее, поэтому ничего страшного здесь нет. Мы и прежде работали совместно с Управлением здравоохранения, т.к. задачи у нас одни и те же охрана здоровья населения.

Подобные изменения, скорее всего, произойдут и в других регионах в связи с реорганизацией на федеральном уровне. В большинстве регионов, где органы управления фармацевтической службой были самостоятельными структурами, как и в Рязанской области, накоплен огромный опыт. Лишь благодаря статусу, авторитету и профессиональному потенциалу специалистов была создана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность аптечной службы и обеспечивающая качество ЛС, поступающих в область. Поэтому наибольшее беспокойство вызывает размывание функций комитета и его кадровый потенциал. Учитывая значимость и острые проблемы, стоящие перед отраслью, необходимо сохранить высококвалифицированные кадры, наработки, преемственность при проведении реформ для поддержания государственного контроля за обеспечением населения качественными ЛС по доступным ценам.

Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник




Ташкент




Attn:




Не указан







Print Page

Лечение, Болезни, Лекарства, Инструкция - Справочник / http://mku.uz/spravochnik/view.php?id=7030